Цифровой звук

Цифровой звук

Звуковое сопровождение компьютера всегда находилось несколько на втором плане. Большинство пользователей более охотно потратят деньги на новейший акселератор 3D графики, нежели на новую звуковую карту. Однако за последний год производители звуковых чипов и разработчики технологий 3D звука приложили немало усилий, чтобы убедить пользователей и разработчиков приложений в том, что хороший 3D звук является неотъемлемой частью современного мультимедиа компьютера. Пользователей убедить в пользе 3D звука несколько легче, чем разработчиков приложений. Достаточно расписать пользователю то, как источники звука будут располагаться в пространстве вокруг него, т.е. звук будет окружать слушателя со всех сторон и динамично изменяться, как многие сразу потянутся за кошельком. С разработчиками игр и приложений сложнее. Их надо убедить потратить время и средства на реализацию качественного звука. А если звуковых интерфейсов несколько, то перед разработчиком игры встает проблема выбора. Сегодня есть два основных звуковых интерфейса, это DirectSound3D от Microsoft и A3D от Aureal. При этом, если разработчик приложения предпочтет A3D, то на всем аппаратном обеспечении DS3D будет воспроизводиться 3D позиционируемый звук, причем такой же, как если бы изначально использовался API DS3D. Само понятие "трехмерный звук" подразумевает, что источники звука располагаются в трехмерном пространстве вокруг слушателя. Это основа. Далее, чтобы придать звуковой модели реализм и усилить ощущения при восприятии звука слушателем, используются различные технологии, обеспечивающие воспроизведение реверберации, отраженных звуков, окклюзии (звук прошедший через препятствие), обструкции (звук не прошел через препятствие), дистанционное моделирование (вводится параметр удаленности источника звука от слушателя) и масса других интересных эффектов. Цель всего этого ? создать у пользователя ощущение реальности звука и усилить впечатления от видеоряда в игре или приложении. Не секрет, что слух это второстепенное чувство человека, именно поэтому, каждый индивидуальный пользователь воспринимает звук по-своему.

Технология создания позиционируемого 3D звука
Звуковое сопровождение компьютера всегда находилось несколько на втором плане. Большинство пользователей более охотно потратят деньги на новейший акселератор 3D графики, нежели на новую звуковую карту. Однако за последний год производители звуковых чипов и разработчики технологий 3D звука приложили немало усилий, чтобы убедить пользователей и разработчиков приложений в том, что хороший 3D звук является неотъемлемой частью современного мультимедиа компьютера. Пользователей убедить в пользе 3D звука несколько легче, чем разработчиков приложений.

Звуковая карта Sound Blaster Audigy (SB0090)
Подключение 5.1-акустики по аналоговым или цифровым выходам не претерпело изменений по сравнению с Live!5.1. По прежнему приходится выбирать одно из двух видов подключения. В случае Audigy вопрос этот не праздный: предпочесть ли внешние преобразователи в наборах DTT от Creative и подать сигнал по цифре или лучше использовать внутренние 24/96 преобразователи?

Перейдем к практике
Сначала скажем немного о воспроизведении MIDI. Чип ThunderBird 128 поддерживает на аппаратном уровне 64 голосовую полифонию. При этом в стандартной панели управления у вас нет возможности подгрузить какой-либо внешний звуковой банк. По умолчанию подгружается звуковой банк tbird128.dls, входящий в поставку с картой 368DSP.

Стандарты звуковой индустрии
Dolby Surround Pro Logic, Dolby Digital (AC3) чаще всего используют в киноиндустрии. Причем стандарт Dolby Surround Pro Logic является аналоговым, имеет 4 раздельных канала - два фронтальных, центр и тыл (общий, т.е. задние каналы работают как бы в монофоническом режиме). Сабвуфер (если он вообще есть) не является отдельным каналом, а воспроизводит низкие частоты фронтальных каналов. У Dolby Digital все совсем по-другому: стандарт полностью цифровой, имеет 6 независимых раздельных каналов (2 фронтальных, центральный, два тыловых и сабвуфер - канал для низких частот). Dolby Digital поддерживается картами Sound Blaster Live! 5.1, точнее, АС3-декодирование выполняется не аппаратно картой, а ее драйвером.

Аудио-MIDI секвенсор Cubase SX от Steinberg
Хочется сказать одну вещь всем счастливым обладателям карт семейства SBLive, работающим исключительно в Cakewalk/Sonar. Да, интерфейсы MME и WDM Kernel Streaming от Билли ? это, конечно, хорошо. Но если перед вами стоит цель написания действительно качественной музыки, а не композиций на уровне художественной самодеятельности, нужно переходить на профессиональные звуковые карты с интерфейсом ASIO. Сегодня иначе никак нельзя.

MP3-плеер Digital Square MiniPOP3 PA20
Давненько не радовали нас производители плееров чем-нибудь сверхкомпактным и при этом недорогим :) Собственно, у меня даже начало складываться ощущение, что миниатюрные модели как сегмент рынка интересуют лишь IC и Panasonic, причем изделия последней к недорогим не отнесешь, к тому же, они практически не наблюдаются на необъятных просторах Родины. Однако, как выяснилось, я заблуждался и очень сильно. В районе нового года появился MiniPOP3 РА20 корейской компании Digital Square, одновременно и маленький (что немаловажно), и достаточно дешевый (что позволяет рассматривать его как возможную покупку даже тех, кому размеры и вес не совсем критичны). Ну что ж - сейчас мы его и изучим :)

Звуковая карта DMX от Terratec
Если посмотреть на рынок звуковых карт, то можно заметить, что основные баталии разворачиваются вокруг продуктов Creative и Aureal. Однако это вовсе не означает, что эти две компании конкурируют исключительно друг с другом. На самом деле есть и другие игроки на рынке 3D звука. Например, компании Sensaura и QSound. Мы уже писали о технологиях этих компаний и тестировали плату Aztech 368DSP, поддерживающую решения от Qsound. Зато про продукты, реализующие алгоритмы Sensaura мы не писали. Особый интерес к разработкам Sensaura возник в связи с тем, что компания S3 анонсировала новую звуковую карту Monster Sound MX400 на базе чипа Canyon3D.

Качество воспроизведения
Тестирование как всегда проводилось при помощи программы RMAA 4.3 на компьютере со звуковой картой SB Audigy. Для восприятия плеером тестовый файл был сжат GOGO-no-coda 3.08 с битрейтом 320 Кбит/с. Во время тестирования на плеере был выставлен максимальный уровень громкости (хоть это и способно увеличить искажения, однако специальную «подгонку» под наилучшие для устройства условия я проводить не считаю правильным).

MP3/WMA-плеер Hyun Won M-Any Ultrasm
Первоначально компания Hyun Won сделала себе имя на выпуске плееров-кассет, где стала настоящим лидером рынка. Одна из наиболее совершенных моделей (M-Any DAH-200M) уже была нами высоко оценена, получив iXBT.com Award 2001 в номинации "Цифровые плееры". Однако примерно со второй половины 2001 года в Hyun Won решили заняться и удовлетворением потребностей других групп пользователей, которым нужны хорошие и недорогие плееры классического образца. Так на рынок вышли Gemboy и Audible Master, достаточно тепло встреченные покупателями благодаря невысоким ценам и хорошим функциональным возможностям.

MP3/WMA-плеер Intel Pocket Concert
Когда в прошлом году фирма Intel заявила о том, что будет выпускать плееры на флэш-памяти, одни восприняли это с удивлением (Intel и плееры? Странно), другие - с энтузиазмом (все же один из производителей флэша, может цены хорошие будут). Анонс первой же разработанной модели несколько осадил скептиков: присутствовало все, что считалось и считается нужным - FM-тюнер, поддержка MP3 и WMA (с возможностью модернизации), подключение через USB, информативный ЖК-дисплей.

Внешний вид и эргономика
Предполагается, что один провод (желтый) подсоединяется к аккумуляторной батарее и находится постоянно под напряжением, чтобы не сбросились настройки магнитолы. Второй провод (красный) подсоединяется к аккумулятору через замок зажигания, т. е. по нему подается питание для работы магнитолы только когда включено зажигание. При этом, если оба провода находятся под напряжением, но магнитола выключена, то потребляемый ток составляет 4.3 мА, а если только желтый, то 3.4 мА.

Тестирование звукового тракта
Программа RMAA позволила протестировать аудиотракт этого устройства. Но сначала субъективные тесты. Так как я не являюсь аудиофилом, а только в легкой степени меломаном, то все источники звука качеством лучше некого порога для меня звучат одинаково хорошо. Я сравнил звучание данного плеера с центром Sony MCH-RX70. Оба были одновременно подключены (аналоговыми RCA-шнурами) к усилителю Yamaha AX-396, который работал на колонки Canton Fonum 530. Запускались синхронно два одинаковых диска и с помощью пульта производилось переключение между источниками.

SOLO-2 против Radiotehnika S-30B
Друзья мои, не забывайте, что произведённая в Китае продукция разрабатывается в Штатах и Европе. Заводы в Китае строятся на базе самого современного автоматизированного оборудования под руководством инженеров из тех же Штатов. Китайские рабочие, выполняющие все ручные операции под строгим контролем качества, намного превосходят по квалификации слесаря дядю Васю, который кувалдой забивает болты в гайки. Это несравнимые вещи. Прежде чем огульно хаять, найдите изготовленные в Китае приличные колонки и посмотрите на качество современной технологии изготовления и сборки ? допуски и посадки составляют десятые и даже сотые доли миллиметра.

Dog New Tricks - Garbage
Я уверен, что не имеет смысла делать архивы звуковых данных (библиотеки сэмплов, фонотеки и т.п.) в mp3 (это касается и MiniDisk, так как там тоже используется кодирование с потерями, и других форматов). После этого звук нельзя обработать: при использовании многих способов цифровой обработки появляются слышимые искажения, из-за этого нельзя хранить, скажем, сэмплы в mp3. Нельзя никак восстановить утраченные на этапе кодирования части, улучшить звук. То есть это дорога в одну сторону.



Freeware AAC Encoder v.0.61
Этот кодер принадлежит к семейству AAC, что видно из его названия. Из всех протестированных AAC-кодеров только он один поддерживает функции LTP, PNS и TNS. В процессе тестирования было решено не применять PNS, так как эта функция нужна только при кодировании на низких битрейтах сигналов с высоким уровнем широкополосных белых шумов - при кодировании производится фильтрация и запоминается только их уровень. При декодировании эти шумы эмулируются с помощью добавления к сигналу белого шума с уровнем интенсивности, равным запомненному при кодировании

Что такое DivX и для чего он нужен?
DivX (divx.ctw.cc) - кодек, производящий компрессию/декомпрессию изображения, сжатого в стандарте MPEG-4. В стремлении вытеснить с рынка потокового видео конкурентов (к примеру Apple c его QuickTime) в Microsoft занялись разработкой кодека, позволяющего компрессировать видеопоток в формат MPEG-4. На одном из этапов отладки нового продукта в "массы" была выпущена бета-версия этого кодека, которая после небольших доработок группой хакеров была переименована в DivX-кодек. По "политическим" мотивам Microsoft позже свернула разработки в этом направлении, выпустив только модуль для воспроизведения уже закодированного видео.

MP3/CD-плеер Panasonic SL-MP50
MP3-плееры (под ними я подразумеваю не только плееры, воспроизводящие MP3-файлы, а все цифровые плееры, работающие со сжатой MPEG-подобной аудиоинформацией) свободны от этого недостатка: производители, не скованные в своей фантазии никакими патентами (к счастью, Fraunhofer не стала монополистом алгоритма сжатия звука), каждый год выпускают на свет десятки различных моделей, совершенно не похожих друг на друга: это и плееры-наушники, и плееры-наручные часы, и более стандартные "коробочки" размером с пачку сигарет.

Утилиты для работы с Rio PMP300
Так или иначе, все мы слушаем музыку. Те, у кого нет компьютера, слушают кассетные или CD плееры в дороге, различные разновидности тюнеров и музыкальных коробок дома или на работе. Если у вас есть компьютер, то вы наверняка слышали про формат MP3. Если вам незнакома эта аббревиатура, то рекомендуем почитать раздел "Мультимедиа". Вкратце, MP3 или MPEG-1 Audio Layer 3 это цифровой формат для музыки. MP3 является ISO стандартом (ISO 11172-3). Одним из главных преимуществ использования цифрового формата - это требуемые объемы для хранения данных. При преобразовании в формат MP3 применяются алгоритмы сжатия, при этом степень компрессии может достигать соотношения 1:20, но обычно используется коэффициент сжатия 1:10, что соответствует потоку в 128 Кбит в секунду (далее, просто Кбит).

И снова о MIDI
В статье про обычный Platinum, я устраивал виртуальный поединок в MIDI между тремя основными конкурентами на рынке звуковых карт на тот момент - Live!, Yamaha и Vortex. За прошедший год мало что изменилось. Поэтому тем, кому интересно использование звуковой карты в качестве минусовки в караоке плеере, под старые ностальгические игрушки с MIDI звуком, для обучения себя и ребёнка музыкальной грамоте, а может и для реализации собственных музыкальных экспериментов, я рекомендую ознакомиться с результатами тестирования и прослушать звучание упомянутых звуковых карт в моём прошлом обзоре, отмотав 3 экрана от конца того обзора.

Недостатки HRTF
Если источники звука неподвижны, они не могут быть точно локализованы в пространстве, так как мозгу для определения местоположения источника звука необходимо наличие перемещения (либо самого источника звука, либо подсознательных микро-перемещений головы слушателя), которое помогает определить расположение источника звука в геометрическом пространстве.

ЖК-экран и управление устройством
Все-таки диктофон это не плеер: если в плеере какие-либо операции по управлению устройством приходится производить редко, так что скорость их выполнения некритична, то в диктофоне ситуация совершенно противоположная. Поэтому-то и неприемлема столь удобная в плеерах система управления на базе меню. В основном, все выполняется различными кнопочками и ползунками. Для управления воспроизведением имеется Jog-Dial. Для управления скоростью воспроизведения, режимом VAS и блокировкой кнопок применяются отдельные ползунки. Отдельная кнопка управляет записью и переключением каталогов, отдельная делает снимки, отдельная удаляет файлы, отдельная переключает режимы повтора, регулятор громкости тоже отделен от остальных органов управления… даже для управления питанием имеется совершенно отдельная кнопка!