Эффект-процессор
Эффект-процессор включает в себя три секции системных эффектов: реверберацию, хорус, дилей, кроме того эквалайзер и одну секцию эффекта - вставки (Insertion).
Следующая картинка иллюстрирует организацию блока эффектов:

Секция реверберации включает в себя 8 эффектов типа Room, Hall, Plate, Delay. Секция хоруса - 8 эффектов типа Chorus, Flanger, Short Delay. Секция Delay - 10 типов различных задержкек. Эквалайзер - простой двухполосный параметрический. Самая интересная секция эффекта - вставки содержит 64 типа разнообразных простых и составных типа эффектов, например Compressor, Pitch Shifter, Lo-Fi, Phaser-Rotary и т.д.
В отличие от XG устройств, секцию вставки можно назначить на любое количество каналов.
Каждый эффект имеет гибкие управляемые параметры, например, для простой реверберации это уровень, время, обратная связь, время задержки и демпфирование высоких частот.
Похоже, что эффект-процессор действует только на MIDI-дорожках. Никакого упоминания о его влиянии на аудио-часть нет. Это существенная недоработка разработчиков модуля.
Возможности эффект процессора:
Другими словами есть эффект процессор с памятью, в которую можно грузить программы и параметры
эффектов. Существуют пресеты (предустановки) на наборы эффектов, на алгоритмы и параметры каждого
эффекта в отдельности. Можно использовать имеющиеся пресеты или создавать свои и сохранять их на
диске, а затем загружать в эффект процессор. Предлагаются следующие эффекты: реверберация (более
50-ти видов), хорус, флэнжер, эхо, вокальный морфер, дисторшн, вращающийся динамик, сдвиг тона.
У меня получалось загружать одновременно до 5-ти эффектов. Два из них можно назначить на MIDI
контроллеры для поканальных посылов с синтезатора. На все пять можно назначать посылы с источников
звука - цифровой S/PDIF вход, цифровой вход с CD (тоже S/PDIF), I2S цифровой вход (с DVD),
аналоговый (линейный/микрофонный/CD) аудио вход и Wave/DirectSound поток. Тут открывается
несколько интересных возможностей:
- Можно использовать бластер как мультиэффект процессор в реальном времени, то есть на вход
подавать аналоговый или цифровой сигнал, например, петь в микрофон, а на выходе получать сигнал
обработанный эффектами. Все это, естественно можно тут же записывать в файл, причем можно писать
обработанный сигнал, а можно необработанный (обработка при этом слышна).
- Wave/DirectSound поток, например wav файл или играющий программный синтезатор, также можно
пропустить (или не пропускать) через эффекты и тут же записать в другой wav файл прямо в цифровом
виде без D-A-D преобразований. Это очень удобно при использовании программных синтезаторов,
особенно не умеющих самостоятельно писать в файл. Лайв позволяет использовать до 32-х одновременно
работающих звуковых сессий, поэтому гипотетически можно, например, в SoundForge записывать
одновременно несколько работающих программных синтезаторов. Ставьте Pentium III 1000 MHz, 1 GB RAM
и полностью виртуальная студия в реальном времени, со всеми видами синтеза и обработки у вас на
столе :-)!
Что касается качества эффектов, то оно достаточно высокое, примерно на уровне внешних процессоров
эффектов стоимостью 200-400 долларов (типа Alesis MIDIVerb), к тому же поскольку эффекты
подгружаемые, возможно их совершенствование в дальнейшем. Надо отметить, что существуют программные
эффекты в виде DirectX плагинов, которые по качеству значительно превосходят предлагаемые Бластером.
Содержание раздела